План работы
творческой лаборатории учителей
«Профильное обучение как путь повышения качества образования и способ самоопределения и самореализации учащихся»
на 2022/2023 учебный год.
Тема: «Совершенствование предметно-методической подготовки учителей, работающих в профильных группах»
Цель: Совершенствование образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи: актуализировать знания педагогов о современных методах и приёмах формирования и развития организационных, информационных, коммуникативных и мыслительных умений и навыков учащихся; рассмотреть особенности организации образовательного процесса в текущем учебном году.
Форма работы: инструктивно-методическое совещание.
Дата проведения: август
Вопросы для обсуждения:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса в учреждении образования по учебных предметах «Химия», «Биология», «Физика», «Математика», «Английский язык» на повышенном уровне.
Лацкевич А.Н.
2. Организация работы творческой лаборатории учителей, работающих в профильных группах в 2022/2023 учебном году.
Стефаненко Е. А.
3. Актуальные вопросы организации деятельности учащихся по освоению содержания школьного образования на повышенном уровне.
Лазарева И.А.
Литература:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.
3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.
4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.
5. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.
6. Инструктивно-методические письма МО Республики Беларусь.
Цель: совершенствование предметно-методической компетентности учителей.
Задачи: включить учителей в деятельность по освоению способов реализации современных дидактических подходов в преподавании химии; актуализировать методы обучения химии с использованием компетентностного и личностно-деятельностного подходов.
Дата проведения: ноябрь
Форма проведения: семинар-практикум
Научно-методический блок:
1. Реализация современных дидактических подходов в преподавании учебных предметов и пути их реализации на учебном занятии.
Ковалёв Н. А.
2. Основные требования к проектированию и проведению учебного занятия по химии. Единство цели и планируемого результата учебного занятия.
Стефаненко Е.А.
Учебно-методический блок:
1. Реализация предметного содержания и межпредметных связей через использование познавательных практико-ориентированных заданий.
Булавкина Э.П.
Практический блок:
Представление практико-ориентированных заданий.
Гузова Т.П.
1. Варенникова, О. Н. Проблемное и развивающее обучение на уроках химии как способ активации мыслительной деятельности учащихся / О. Н. Варенникова, Н. И. Дроздова // Біялогія і хімія. 2014. № 11.
2. Грыб, У.А. Выкарыстанне практыка-арыентаваных заданняў для павышэння матывацыі вывучэння хіміі / У. А. Грыб // Біялогія і хімія. 2017. № 12.
3. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-3 / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017.
4. Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі / М.І. Запрудскі, М.В. Кудзейка, Т.П. Мацкевіч і інш. // Мінск, 2014.
5. Карпович, Ж. С. Интерактивные игры-презентации как средство формирования учебно-познавательных компетенций / Ж. С. Карпович // Біялогія і хімія. 2016. № 8.
6. Киселева, А.А. Конструирование современного урока химии с использованием технологии проблемного обучения // Біялогія і хімія. 2015. № 3.
7. Костянко, И. Е. Как организовать и провести урок-исследование / И. Е. Костянко // Біялогія і хімія. 2016. № 8.
8. Рыбалтовская, И. В. Развитие исследовательской деятельности учащихся при изучении предмета «Химия» через использование ситуационных задач / И. В. Рыбалтовская // Біялогія і хімія. 2017. № 12.
10. Сеген, Е. А. Современный урок по химии: от требований к организации / Е. А. Сеген // Біялогія і хімія. 2015. № 10, 11. Сеген, Е. А. Формирование медиаобразовательных компетенций учащихся на уроках химии / Е. А. Сеген // Біялогія і хімія. 2016. № 4.
12. Сільвановіч, Т. Г. Прыемы і метады развіцця пазнавальнай дзейнасці навучэнцаў профільных класаў / Т.Г. Сільвановіч // Біялогія і хімія. 2017 № 1.
13. Цегельник, О.А. Использование опорных схем и конспектов как средство повышения качества знаний учащихся по химии / О. А. Цегельник // Біялогія і хімія. 2017.№ 12.
Интернет-ресурсы:
1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.adu.by.
2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by.
3. Сервис Learningapps.org // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://learningapps.org/. 4. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/49a77f5a-3439-f8b2-5588-aa20bbc963c5/118928/.
5. Программа Avogadro // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superhimik.com/t1187-topic.
6. Программа Molecule 3D // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.molviewfree.
Цель: совершенствование предметную и методическую подготовку учителей о способах активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи: актуализацировать и расширить знания учителей о применении личностно-деятельностного подходов в преподавании химии; познакомить с новинками литературы о школьных технологиях.
Дата проведения: январь.
Форма проведения: семинар-практикум.
1. Активизация и развитие познавательной деятельности учащихся с использованием личностно-деятельностного подхода.
Рапчук В.А.
1. Приёмы активизации и развития познавательной деятельности учащихся в процессе обучения химии с применением личностно- деятельностного подхода.
Анализ урока, демонстрирующего приемы организации познавательной деятельности учащихся на уроках химии, реализующих личностно-деятельностный подход.
1. Бурко, О. С. Использование различных форм и методов организации учебной деятельности на уроках химии для формирования у учащихся познавательной мотивации / О. С. Бурко // Біялогія і хімія. 2014. № 8.
2. Варенникова, О. Н. Проблемное и развивающее обучение на уроках химии как способ активации мыслительной деятельности учащихся / О. Н. Варенникова, Н. И. Дроздова // Біялогія і хімія. 2014. № 11.
3. Гутько, Л. Н. Развитие познавательной активности учащихся при изучении химии посредством организации различных видов самостоятельной деятельности / Л. Н. Гутько // Биология и химия. 2017
4. Грыб, У.А. Выкарыстанне практыка-арыентаваных заданняў для павышэння матывацыі вывучэння хіміі / У. А. Грыб // Біялогія і хімія. 2017. № 12.
5. Даньковский, Р.И. Использование элементов игровых технологий в организации проблемно-поисковой деятельности на уроках химии / Р. И. Даньковский // Біялогія і хімія. 2017. № 3.
6. Дамуть Т. Д. Исследовательская работа учащихся как фактор повышения их мотивации к учебной деятельности // Біялогія і хімія. 2014. № 8.
7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-3 / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017.
8. Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі / М.І. Запрудскі, М.В. Кудзейка, Т.П. Мацкевіч і інш. // Мінск, 2014.
Цель: совершенствование методической подготовки учителей по оценке и самооценке знаний учащихся.
Задачи: расширить и углубить знания учителей о контрольно-оценочной деятельности; организовать практическую работу по оцениванию знаний учащихся.
Дата проведения: апрель.
Форма проведения: творческая дискуссия, обмен мнениями.
1.Контрольно-оценочная деятельность как один из важнейших компонентов процесса обучения. Психологические аспекты контрольно-оценочной деятельности педагогов.
Ковалев Н.А.
1. Личностно-деятельностный подход при реализации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. Эффективные средства осуществления обратной связи на уроке.
1. Представление и анализ образцов планов (проектов) уроков, технологических карт по критериям соответствия современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу с учетом современных дидактических подходов.
Все педагоги
1. Запрудский, Н.И. Активная оценка – новая стратегия обучения / Н.И. Запрудский // Кiраванне ў адукацыi. – 2011. - №12.
2. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-3 / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017. 3. Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі / М.І. Запрудскі, М.В. Кудзейка, Т.П. Мацкевіч і інш. // Мінск, 2014.
4. Карабан, И. А. Использование аналитико-коррекционных карт для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по итогам контрольных работ по химии / И. А. Карабан // Біялогія і хімія. 2014. № 2.
5. Личик, А. А. Технология модерации и активных методов обучения как ресурс развития творческого мышления учащихся в процессе преподавания химии / А. А. Личик // Біялогія і хімія. 2018. № 3.
8. Митрошкина, Подготовка к ЦТ/-Минск, 2015