Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик».
Л.Н.Толстой
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасным и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.
Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
За время моей работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений.
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».
Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.
Чтобы развивать у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии.
Всё это позволило определить выбор темы моей исследовательской работы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ», над которой я планирую работать в дальнейшем.
В системе общего образования я работаю более десяти лет. В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.
Для себя я определил цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что, если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.
Зная общую структуру процесса обучения, его методы, опираясь на опыт психологов и педагогов, продумываю, конструирую каждый урок. В своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся.
Стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.
В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:
— Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
— Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности, способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к осмыслению свое деятельности с позиции ценностного подхода, целеполаганию, самообразованию и самоорганизации, синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.
Учитывая актуальность технологии проектного обучения, она активно применяется мною в своей педагогической деятельности.
— Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляются, в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующих принципов:
— моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
— постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
— создание ситуации с элементами риска и опасности.
В старших классах новый материал излагаю в виде лекций, в форме групповой работы, когда перед каждой группой ставятся определенные задачи, в ходе решения которых не только находятся правильные ответы, но и формируется коммуникативная культура.
Во всех классах уроки проводятся с применением мультимедийных и интерактивных средств обучения, позволяющие в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.
В системе использую материалы Интернет сайтов, порталов учителей, методических разработок, что позволяет активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения.
Итоговую проверку знаний осуществляю в традиционных формах и с помощью электронных тестов.
Для проведения занятий по ОБЖ имеются учебные диски для 1 – 11 классов, плакаты по основам военной службы, по действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оказанию первой медицинской помощи, по действиям при угрозе терроризма, а также методически пособия, учебные фильмы, учебники по ОБЖ. Для проведения практических занятий в наличии имеются средства оказания первой медицинской помощи. Для практических занятий, тренировочных эвакуаций имеются противогазы, респираторы, макеты автомата Калашникова, костюмы ОЗК.
При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
— создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
— соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;
— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
— принцип воспитания роли внеурочной деятельности.
Хочу отметить совсем понятные вещи: здоровье и безопасность человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.
В своей деятельности стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня, в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства, изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ.
Планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность. На основе этого веду отбор средств и форм и методов обучения позволяющих добиваться повышения качества.
В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:
— Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.
— Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.
— Растет качество знаний.
— Возрос рейтинг предмета.
— Реализую творческие способности учеников через участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, на праздниках.
Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ» и наблюдаю положительные результаты.
Внеурочная деятельность по предмету ОБЖ
Обучение школьников безопасности жизнедеятельности неразрывно связано с формированием нравственных ценностей, патриотического сознания.
Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе является одной из главных и реализуемых задач. Реализация гражданско-патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия.
В период проведения месячника оборонно-массовой работы традиционно проводятся «Смотр строя и песни», военно-спортивная игра «Зарница», конкурс «А ну-ка парни», соревнования по стрельбе, где принимают участие практически все учащиеся и педагогический коллектив. Проводятся встречи с участниками локальных войн, ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в нашем селе, которые рассказывают ребятам о службе в армии, военном времени, о тягостях солдатской жизни.
Также учащиеся активно принимают участие в митинге ко Дню Победы 9 мая. Выставляется караул у Вечного огня и принимают участие в движении «Бессмертный полк».
В течение года провожу учебно-тренировочные эвакуации на случай возникновения пожара и ли другой чрезвычайной ситуации. Тренирую весь коллектив школы действовать правильно, четко, быстро, слаженно.
Активно веду работу с допризывной молодежью. Привлекаю к участию в спортивных соревнованиях, военно-спортивных конкурсах. Постоянно действующие секции: «Меткий стрелок» и «Юный зарничник».
Совместно с отделом военного комиссариата Администрации Соль-Илецкого городского округа осуществляю деятельность по пропаганде воинской службы, проводится тестирование допризывной молодежи.
В заключение замечу, что мы живем, не всегда задумываясь, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Разве не должен каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, быть в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому? Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависит не только здоровье, но зачастую и жизнь попавшего в беду человека. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности.