В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.
В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.
Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.
Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.
При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с особенностями развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.
Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):
САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:
1. Воздействие на все органы чувств.
2. Разнообразные виды деятельности.
3. Обращение к опыту ребенка.
4. Комфортные условия на уроке.
5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.
6. Содружество учителя и учащихся.
7. Предъявление заданий малыми дозами.
8. Игра.
9. Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.