Т.Н.Аврамчук (г. Кричев, Беларусь)
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“Ничто не дается даром в этом мире,
и приобретение знания – труднейшая из всех задач,
с какими человек может столкнуться”.
Карлос Кастанеда
На современном этапе качество образования, несомненно, является ключевой проблемой сохранения и развития интеллектуального потенциала страны в XXI веке. В истории развития образования проблема его качества всегда была и остается самой актуальной. От качества образования в ближайшей перспективе будут зависеть место и роль любой страны в быстро изменяющемся цивилизованном мире.
Как и многие научные понятия, качество образования в педагогике имеет множество определений. Приведем пример, на мой взгляд, наиболее полного определения сущности данного понятия. «Качество образования - это определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания» (В.М. Полонский) [4, с. 20]. Указанные параметры, которые лежат в основе данного определения, являются основой для оценки качества образования.
В педагогической энциклопедии под качеством образования понимается создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Е.С. Полат под качеством обучения понимает «такую организацию взаимодействия учителя и учащихся, т.е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентоспособными в развивающемся обществе» [3, с. 234].
Анализ приведенных определений показывает, что одни авторы в трактовке качества образования ориентированы на потребности личности и общества, вторые - на сформированный уровень знаний, умений и навыков и другие социально значимые качества, третьи - на совокупность свойств и результатов. В целом очевидно, что качество образования – это ожидаемый процесс и результат, учитывающий приоритеты и потребности личности, общества и государства.
Система школьного образования Беларуси развивается в соответствии с общими тенденциями, присущими большинству стран мира: повышение качества образования является одной из приоритетных целей. В настоящее время перед общеобразовательной школой стоит ряд проблем, связанных с созданием специальных условий для получения школьниками качественного образования при сохранении их здоровья.
В нашей школе показателями качества является уровень обученности учащихся, профессионализм педагогов, уровень воспитанности, результаты участия на разных этапах республиканской олимпиады, результаты участия в конкурсах и соревнованиях.
Основой образовательного процесса является урок. Качество образования зависит от качества каждого урока: продумывания всех этапов при его подготовке, уровня профессионализма учителя, степени достижения поставленных целей и задач. Поэтому, проблемы качества во многом зависят от уровня проведенного урока.
В школе учатся учащиеся с разным уровнем знаний, с разной мотивацией, поэтому основная задача учителя на уроке – содействовать усвоению учебного материала всеми учащимися. Какие формы, методы, средства будет использовать учитель для реализации трех дидактических целей урока, зависит от профессионализма педагога. Учебный материал, необходимый для усвоения всеми учащимися, характеризуется в современной школе большим объёмом, требующим его систематизации, сложностью трактовки основных понятий. Поэтому, для лучшего усвоения учебного материала учителя-предметники используют активные формы, дифференцированный подход, электронные средства обучения, здоровьесберегающие технологии. Показателем качества образования является не только тот багаж знаний, усвоенный учащимися за определенный период обучения в школе, прежде всего, умение самостоятельно добывать знания из разных источников. Нельзя оставить без внимания такую проблему современной школы как здоровье учащихся. С каждым годом увеличивается количество учащихся с нарушением зрения, увеличивается процент учащихся со скалеотической осанкой. Поэтому основной задачей школы является сохранение и укрепление здоровья каждого учащегося. Этому способствует использование здоровьесберегающих технологий, чередование видов деятельности на уроке, проведение воспитательных мероприятий с целью формирования навыков здорового образа жизни.
Показателем качества можно считать динамику среднего балла, если данный показатель подтверждается результатами контрольных срезов, проводимых в рамках внутришкольного контроля, если личный балл учащихся по предмету соответствует результатам централизованного тестирования.
Особую роль в обеспечении качества образования играют новые информационные технологии. В связи с применением этих технологий в образовании выделяются необходимые и достаточные условия повышения качества образования, основанных на применении новых информационных технологий. К необходимым условиям относятся:
* хорошо оборудованные учебные классы и лектории,
* профессиональные администраторы образовательных учреждений,
* высококвалифицированные преподаватели,
* качественные учебники и методические пособия.
К достаточным условиям относится «способность человека преобразовывать полученные знания и навыки в образование, т. е. стройная система этических, культурных и профессиональных ценностей, а также способность использовать эту систему в различных сферах интеллектуальной и практической деятельности». Уникальная роль, которую играют информационные технологии в улучшении качества образования, основана на их способности эффективно способствовать выполнению как необходимых, так и достаточных условий. Таким образом, существует необходимость в научном обосновании и разработке электронных образовательных средств, которые бы в доступной форме обеспечивали освоение учащимися учебного материала по предметам.
Качество образования – это управляемый процесс. Целью его управлением является дальнейшее развитие системы образования, сохранение единого образовательного пространства и социальная защита участников образовательного процесса. Как отмечают многие упомянутые исследователи, управление качеством образования нельзя обеспечить отдельными мерами или процедурами. Важнейшим при организации и осуществлении контрольной деятельности является системный подход, который подразумевает разработку и внедрение совокупности организационных структур, мероприятий, методов и средств.
При этом система управления качеством должна функционировать так, чтобы проблема предупреждалась, а не выявлялась после возникновения. В этом случае особое значение приобретает мониторинг, т.е. систематическое наблюдение за образовательным процессом, его количественная и качественная оценка.
Список используемых источников
Е.С. Полат // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения. 2005. - С. 233-237.
4. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
5. Управление качеством образования. Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М., 2000.
6. Третьяков П.И. Управление качеством образования в интересах устойчивого развития / П.И. Третьяков, Т.И. Шамова // Управление качеством образования в регионе: 2002. - 250 с.
7. Шишова С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишова, В.А. Кальней. - М., 1998.
И.А. Лазарева (Кричев)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Совместной является та деятельность, задачи которой позитивно воспринимаются участниками, коллективно ими планируются и осуществляются. Классному руководителю необходимо проводить такую работу, которая приносит пользу и удовлетворение участникам этого взаимодействия.
Партнерство учреждения образования и семьи состоится только в том случае, если родители не будут бояться школы, классного руководителя, чувствовать себя чужими и мешающими, а будут уверены в том, что их ждут, готовы выслушать, понять и вместе искать решение возникшей проблемы.
Классному руководителю целесообразно включаться в такую работу с родителями, которая приносит пользу и удовлетворение обеим сторонам взаимодействия и имеет личностный смысл. Одна из приоритетных задач взаимодействия – привлечение родителей к различным видам деятельности. А родители, в свою очередь, своим отношением и участием не словом, а делом покажут, что они умеют и чему могут научить детей.
В настоящее время существует большое количество подходов к организации взаимодействия учреждения образования и школы. Их можно разделить на две основные группы: традиционные и инновационные. Так как мы живём в постоянно меняющемся мире нам, педагогам, необходимо
Тоже не отставать и идти в ногу со временем, отказаться от формального общения и отдавать своё предпочтение инновационным подходам.
Комбинированное родительское собрание. Речь идет о комбинированных вариантах проведения собраний: собрание – конкурс, собрание – практикум, собрание – деловая игра. Главные задачи родительского собрания: для семьи – совершенствование психолого– педагогической культуры, подтверждение или корректировка своей позиции в обучении и воспитании ребенка, в развитии воспитательного потенциала семьи, а для педагога – достижение поставленных целей и задач во взаимодействии с семьей.
Конференция. Это сложная форма работы классного руководителя и родителя. Конференция служит для ознакомления родителей с позитивным опытом семейного воспитания, для развития воспитательного потенциала семьи. Сложность такого подхода для учителя состоит в том, что необходимо определить проблему, которая интересует большинство родителей.
Круглый стол. Этот подход предназначен для того, чтобы организовать партнерство и диалог между классным руководителем и родителем. Выбирается актуальная тема и её обсуждение происходит в непринужденной форме.
Заочная консультация. Этот подход предназначен для того, чтобы родители задали такой вопрос, который они не желают задать по разным причинам вслух. Готовится ящик для вопросов родителей. Заочная консультация удобна тем, что читая почту, педагог может подготовить полный ответ, посоветоваться с коллегами. Этот подход получил одобрение у родителей.
Тренинги. Это форма интерактивного обучения, цель которого – развитие компетентности человека, его поведения в обществе. Это одна из практико– ориентированных форм работы, в процессе которой учатся что делать и как поступать в той или иной ситуации. В любом тренинге выделяют четыре основные этапа: анализ ситуации, инструктирование участников, проведение игры и подведение итогов. Помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.
Вечер вопросов и ответов. Этот подход побуждает к тесному взаимодействию родителей, детей и педагогов. Он помогает родителям углубить свои педагогические знания и применять их на практике.
Обмен опытом. Этот подход эффективен в том случае, если в коллективе есть родители, у которых есть опыт положительного семейного воспитания по конкретной теме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает большой интерес и привлекает внимание родителей.
Телефонное консультирование.Для успешности этого подхода необходимо владеть искусством понимать другого человека и уметь помочь клиенту задуматься над сказанным и попытаться найти решение проблемы. Необходимо стимулировать родителей к телефонному разговору, который может стать первой ступенькой к дальнейшей совместной деятельности и сотрудничеству. Поэтому необходимо поощрять звонки по любым вопросам обучения и воспитания учащихся.
День открытых дверей. Это очень распространенный подход по взаимодействию семьи и учреждения образования. Это совместный праздник педагога и семьи с использованием выставок работ детей, с проведением различных праздников, конкурсов и соревнований, с награждением учащихся и их родителей за различные достижения, проводятся консультации с психологом и педагогом социальным.
Мероприятие в стиле «ток шоу». Педагог заранее планирует противоречивые точки зрения по какому-либо вопросу. Положительной стороной такого подхода является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Сетевое взаимодействие. Так как в наше время происходит постоянное совершенствование и усложнение технологий, то информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Средства информационно – коммуникативных технологий помогает педагогу разнообразить подходы взаимодействия семьи и учреждения образования. Можно использовать сайт учреждения, социальные сети, мобильные приложения.
Метод проектов. Этот метод является эффективным средством интеграции семьи и школы. Вовлеченность в проект позволяет членам семьи почувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт и лучше узнать своего ребенка.
Родительские университеты. При этом подходе составляется расписание занятий для родителей. В это расписание включаются открытые уроки, домашние задания, мероприятия. Этот подход предназначен для того, чтобы родители установили контакт с педагогами, ближе познакомились с основами педагогической и психологической культурами.
Деловая игра. Это разновидность групповых игр, представляющая собой информационно – деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход. Применяется для обучения командному взаимодействию и навыкам совместной продуктивной деятельности.
Если взрослые (родители или педагоги) любят и уважают ребенка, учитывают его индивидуальные особенности, не стесняются обращаться за помощью в случае затруднений, ориентированы на сотрудничество со всеми субъектами образовательного процесса, ребенок не будет тревожиться и опасаться, он будет любить себя и окружающий его мир.
Список использованных источников
С.А.Янковская, И.В.Дудкина (г. Кричев, Беларусь)
ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ,
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА
НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, в его основе лежит целый комплекс задач, которые предстоит решить учителю: воспитание любви и преданности семье, родному дому, деревне, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к людям своей страны; развитие любознательности детей к общественной жизни, народным традициям. [5].
Младшие школьники в силу конкретности мышления не могут осознать сущности общественных явленийи понятий. Так, понятие Родина, малая родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно. [3]. Это и есть для младших школьников Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой родиной – тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.[1]
Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи. [4]
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностьюписателей, художников, скульпторов, ученых, актеров и др.[2]
На уроках русского литературного чтения учащиеся знакомятся с биографиями А.Пушкина, А.Барто, Т.Крюковой, С.Топелиуса, С. Лагерлеф, А.Линдгрен и др. Также на уроках «Беларускага літаратурнае чытання» рассматриваются репродукции картин: Г.Силивончика «Беларуская сям’я», В.Онищенко «Мой родны кут», Я.Зяблова «Клён»; скульптурные композиции Д.Бубновского и А.Шомова «Учительница первая моя», С.Семеханова «Подвиг Марата Казея». Учащиеся знакомятся с известными космонавтами из рассказа П.Климука «На касмічным караблі».
Изучение любви к малой родине, гражданственности и патриотизма построено на блочной системе. Любовь к Родине начинаем с блока «Я и моя семья». На уроках учебного предмета «Человек и мир» учащиеся рассказывают о своей семье, семейных традициях, обязанностях в семье.
На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями, которые учат их доброму и бережному отношению к своей семье, родным и близким. Внеклассные мероприятия проводятся в форме игры «Моя семья», познавательных бесед «Мои обязанности в семье», «Мой дом». Учащиеся составляют своё родовое дерево.
Второй блок «Я – гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведение тематических часов информирования и часов общения. Это целевые беседы, разговор по кругу «Я – юный гражданин своей страны», «Государственные символы Республики Беларусь», «Две страны – две сестры», игры «Путешествие в мир права», «Моя Беларусь».
Третий блок «А память священна» соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным и краеведческим музеями. Это посещение тематических выставок: «Кричев в фотографиях», «Они сражались за Родину», «Старажытны Крычаў», участие в акции «Письмо воину-интернационалисту», встречи с участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, проведение тематических часов информирования и часов общения «Их именами названы улицы города Кричева», «Пионеры-герои», «Хатынь – память сердца», праздник «Парад войск», участие в торжественном митинге «Майское небо Победы» с запуском воздушных шаров.
Четвертый блок «Спадчына» предполагает возрождение национальной культуры, который вызывает интерес учащихся к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основной формой организации, используемой в данном направлении, является участие школьников в календарно-обрядовых праздниках «Масленица», «Гуканне вясны», «Каляды». Ребята принимают участие в конкурсной программе «Родовод», концертах, конкурсах сочинений, стихов «Кричевский василёк», экскурсионных поездках по городам Беларуси.
Пятый блок «Природа – наш дом, ты – хозяин в нём». Данное направление включает в себя проведение экскурсий в природу «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Вясна, вясна жаданая», экологические акции: уборка мусора, сбор семян и природного материала. На уроках литературного чтения, русского и белорусского языка учащиеся знакомятся с произведениями известных писателей, которые писали о красоте родной природы: М.Поздняков «Клён», П.Бровка «А ты хоць дрэва пасадзіў?», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», В.Жуковский «Летний вечер» и др.
Среди учащихся 4-х классов проведён мини-опрос из трех вопросов:
- Что такое патриотизм?
- Кто такой патриот?
- Считаешь ли ты себя патриотом своей малой родины?
Большинство учащихся ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь. Многие назвали себя патриотами, потому что они любят свою Родину.
Для проверки эффективности гражданско-патриотического воспитания, любви к малой родине проведено анкетирование:
- знание символики страны -90%;
- знание истории города – 80%.
Выводы.
Опыт нашей работы показывает, что патриотические чувства учащихся воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание, и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И педагоги должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их гражданско-патриотические чувства и дела, любовь к малой родине.
Г.Г. Кочегарова (г. Кричев, Беларусь)
Сегодня вопросу воспитания любви к малой родине, гражданственности и патриотизма отводится всё больше внимания. Подтверждение этому мы находим в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы. В ней одним из приоритетных направлений воспитания называется гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры. [1]
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, потому что это период активного развития жизненных идеалов и социальных интересов. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений о своей семье, родном крае, гордости за свой народ, ощущения неразрывности с родиной. Для того чтобы учащиеся с первого класса проявляли интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая родина стала объектом познания. Следует сделать акцент на воспитание любви к родному дому, к природе, к культуре, познакомить с достопримечательностями и историей. Активно вовлекать учащихся в социальную деятельность и сознательное участие в ней.
Одной из форм работы по воспитанию гражданственности и патриотизма является исследовательский проект, посвящённый участникам Великой Отечественной войны.
Работа по проекту началась с информационного часа о Великой Отечественной войне. Учащиеся долго к нему готовились: учили стихи, песни, проводили выставку рисунков. В ходе беседы учитель спросил у ребят: «Что вы знаете о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны?» Многие учащиеся не знали, кем были их прадедушки и прабабушки во время войны. Это стало началом исследовательской работы «Мои родственники – участники войны». Она была разделена на несколько взаимосвязанных этапов:
- участие в мероприятиях патриотической направленности;
- работа с родителями;
- работа над исследовательским проектом.
Исследование осуществлялось в условиях несформированности у младших школьников исследовательских умений, и поэтому организовывалось учителем, поддерживалось родителями, которые помогали найти сведения, фотографии из семейных архивов, связывались с родственниками, выясняли факты у своих дедушек и бабушек.
Для формирования когнитивного компонента патриотизма был реализован план патриотических мероприятий, охватывающий целый учебный год. Учащиеся должны были, как можно больше узнать о войне, о героях, их роли в судьбе своего Отечества. Именно в процессе проведения комплекса данных мероприятий дети переживали чувство любви и гордости за свою Родину, восхищались её героической историей, мужеством и храбростью патриотов, что способствовало формированию патриотических взглядов и убеждений.
Мероприятия гражданско-патриотической направленности включали в себя:
Исследовательская деятельность была связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагала наличие этапов, характерных для научного исследования.
I этап – проектировочный.
1. Постановка проблемы – отсутствие знаний об истории своей семьи.
2. Определение темы исследования.
«Мои родственники – участники Великой Отечественной войны».
3. Выстраивание научного аппарата: формулировка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.
4. Овладение методами исследования: анкетирование, интервью, анализ собранной информации.
5. Нахождение и обсуждениеисточников информации.
II этап – практический.
Каждую неделю проводилось занятие, на котором обсуждались результаты поиска. Для лучшего понимания событий прошлого, учитель постоянно рассказывал о военных действиях, о том, что происходило на фронтах во время Великой Отечественной войны.
III этап – заключительный.
После окончания сбора и анализа информации было сделано обобщение материалов, оформлены сообщения с использованием информационных технологий, которые позволили учащимся понять, как должно выглядеть их исследование, как сделать презентацию по проекту.
Итогом занятий стал отчёт-презентация о проделанной работе, выступление на совмещённых с другими классами часах общения.
Исследовательский проект обладал большим мотивационным потенциалом, позволил учащимся сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию гражданина и патриота, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания, приобщить родителей к совместной деятельности с детьми.
1. Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы.
2. Бесова, М. А. Организация воспитывающей деятельности младших школьников / М. А. Бесова. – Мозырь: Белый Ветер, 2001. – С. 21-111.
3. Савенков, А. И. Детские исследования в домашнем обучении / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 34-45.
Е.Л. Мосалыго (г. Кричев, Беларусь)
Актуальность
Воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего
поколения – актуальная проблема для государства. Основой патриотизма и гражданственности является идеология современного белорусского государства, признающая многополярный мир, где все имеют право на свой путь развития и свою роль в мироустройстве. Именно в школе дети начинают осмысливать себя, свою роль и место в обществе.
Цель: обобщение опыта работы по воспитанию любви к малой родине, гражданственности и патриотизма обучающихся через урочную и во внеклассную работу.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основания патриотического и
гражданского воспитания, любви к малой родине обучающихся.
2. Определить специфику работы по патриотическому и
гражданскому воспитанию младших школьников в урочной и во внеклассной деятельности.
3. Разработать формы и методы урочной и внеклассной работы, способствующие развитию гражданских и патриотических качеств личности обучающихся.
Практическая значимость представленного опыта заключается в системности, избирательности и многообразии методик и средств, форм обучения, позволяющих получать стабильные высокие результаты в условиях изменяющихся программ, учебной нагрузки и с учётом психологических особенностей младших школьников, степени их одарённости.
Гражданско-патриотического воспитания обучающихся в нормативных документах:
Годом малой родины решено объявить 2018-2020 годы в Беларуси. Об этом заявил Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине, так как у каждого гражданина должен быть свой причал, где можно на время остановится и отдохнуть от забот и проблем. Малая родина – это место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда.
Гражданственность в работах ученых педагогов
Что же такое «патриотизм» и «гражданственность»? Обратимся к классикам. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». [4, с.24]
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «патриотизм» трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». [5, с.437]
Философский словарь даёт определение «гражданственности» как способности пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. [7с.97]
Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, её истокам и корням. Идею патриотизма, так или иначе, затрагивали в своих произведениях известные педагоги, писатели, историки, философы. Цели и задачи гражданского, патриотического воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. В педагогической теории В.А. Сухомлинского понятие «Родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье». [6с.15]
Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Организуя патриотическое воспитание, педагогу следует опираться на возрастные особенности младших школьников. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.
Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Человек и мир
Беседы, классные и информационные часы
Русское литературное чтение
Тематические утренники
Русский язык
Торжественные линейки, уроки Мужества
Математика
Экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания
Белорусский язык
Встречи с участниками Великой Отечественно войны, ветеранами труда, знаменитыми земляками
Беларускае лiтаратурнае чытанне
Просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности
Музыка
Работа с детскими общественными организациями
Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание – это важнейшая составная часть функционирования образовательной системы белорусского общества. Оно, как и обучение, призвано подготавливать человека к осуществлению таких отношений со своим государством, которые нужны стране: преданность и любовь к Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое, готовность к их защите. Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Цель воспитания в этом направлении достигнута только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Вывод
Тема любви к малой родине, гражданско-патриотическое воспитание остаётся одной из значимых в системе общего среднего образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 марта 2016 г. N 250 об утверждении государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://edu.gov.by/
2. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию от 8 мая 2012 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.president.gov.by
3. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://edu.gov.by/
4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3 //патриот/ Владимир Иванович Даль. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005. – С.24.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. //патриотизм/ – 14-е изд., стереотип.
6. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / вступ. статья Л. Голованова. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1980. – С. 15.
М.: Рус. яз. 1983. – С.437
7.Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова // гражданственность/ 6-е изд., перераб и доп. – М.: Политиздат, 1991. – С.97.