Важнейший показатель оптимальной, эффективной методической поддержки педагогических работников в период между сроками повышения квалификации является организация такой методической работы, которая является следствием запросов, интересов и реальных проблем учителей и способствует их профессиональному совершенствованию, а также творческому развитию.
В целях повышения результативности работы педагогов по новым программам и учебникам, овладения новыми идеями, прогрессивными образовательными технологиями и обеспечения роста профессионального мастерства в условиях действия Кодекса РБ об образовании приказом директора утверждена модель методической сети (приказ № 220 от 01.09.2022).
Методической сеть организована исходя из задач и проблем, стоящих перед учреждением, диагностики педагогических кадров. В этой структуре сохранена ведущая роль педагогического совета, вторым рабочим органом является методический совет (тема: «Реализация принципов дифференцированного образования в условиях профильного обучения»), который руководил работой предметных методических формирований на основе Положения о методическом совете, являлся главным консультативным органом учреждения по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса. Членами совета являлись руководители предметных методических формирований, творческой лаборатории, учителя высшей и первой квалификационных категорий. Методическая тема школы в 2022/2023 учебном году «Педагогическое мастерство – гарант качества образования в интересах устойчивого развития».
В 2022/2023 учебного года на заседаниях методического совета рассмотрены следующие вопросы: анализ учебно-методической работы за прошлый учебный год, утверждение планов методических формирований на текущий год, организация работы по повышению педагогического мастерства учителей (самообразование, курсы повышения квалификации); научно-исследовательская работа преподавателей и обучающихся как важнейшее направление деятельности учреждения общего среднего образования; о повышении качества подготовки обучающихся к предметным олимпиадам, творческим конкурсам; –преподавание учебных предметов на повышенном уровне в профильных классах в 10 «А», 11 «А» классах и в 5-м, 6-х, 7-х, 8-х классах; эффективность проведения курсов по подготовке к ЦТ на платной основе; подготовка к сдаче ЦЭ и выпускных экзаменов по окончанию обучению на II и III ступенях общего среднего образования. Проведённые заседания оформлены протоколами.
В учреждении функционировали 8 учебно-методических формирований:
УМО учителей русского и белорусского языков и литературы – 6 человек (9,5 %), руководитель Слесарева Т.А.;
УМО учителей иностранного языка, истории – 8 человек (12,7 %), руководитель Рапчук В.А.);
УМО учителей естественно-математических наук – 11 человек (17,5 %), руководитель Писарева Т.И.;
УМО учителей начальных классов, воспитателей ГПД –17 человек (27 %), руководитель Тимошенко Н.М.;
УМО учителей физической культуры и здоровья, ДМП - 3 человека (4,8 %), руководитель Тишко А.Н.;
УМО учителей-дефектологов – 6 человек (9,5 %), руководитель Исаева А.Н.;
УМО учителей трудового обучения, ИЗО, музыки – 4 человека (6,3 %), руководитель Летецкая Е.М;
УМО классных руководителей – 27 человек (42,9 %), руководитель Шевкунова М.В.
Также функционировали:
творческая лаборатория «Профильное обучение как путь повышения качества образования и способ самоопределения и самореализации учащихся» (руководитель Стефаненко Е.А.);
семинар «Проблемы преемственности обучения и воспитания: детский сад – начальная школа, начальная школа – среднее звено» (руководитель Можейко В.Л.).
Каждое методическое формирование работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой учреждения образования и в своей деятельности прежде всего ориентировалось на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период. Имеются протоколы заседаний, анализ работы, информационные материалы. Формами проведения занятий методических формирований, творческой лаборатории, семинара были практикумы, инструктивно-методические совещания, круглые столы, методические декады, фестивали педмастерства, открытые уроки. С целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности учащихся в течение учебного года проводились школьные тематические недели (Неделя физической культуры и здоровья с учащимися 5-11 классов; Неделя добра и милосердия; Неделя безопасности; Неделя профилактики и безопасности; Неделя патриотического воспитания, посвященная Дню Победы; Предметные недели в 1-4 классах).
В рамках практических заседаний районного УМО учителей начальных классов проведен на высоком методическом уровне открытый урок с использованием ИКТ педагогом Тупицыной А.И. На хорошем методическом уровне, с использованием красочной наглядности проведены урок Дудкиной И.В., воспитательные занятия Кухаренко С.А., Марочковой-Подовой Ю.О.
Для учителей-дефектологов, классных руководителей классов интегрированного обучения организована работа учебно-методического объединения по теме: «Развитие педагогического мастерства учителей-дефектологов как единства разносторонних профессиональных компетенций, необходимых для современного педагога. При планировании заседаний учитывались запросы педагогов по данному направлению, проблемные стороны повседневной организации образовательного процесса учащихся с ОПФР. Учителя-дефектологи Исаева А.Н, Слабодчикова С.А., Бухтиярова Е.А., Тимофеева Л.В., Попкова А.С., Зюзькина В.А., классный руководитель Шапорева Г.Я., воспитатели Кухаренко С.А., Шмеерова А.Г., педагог-психолог Андрусяк А.С. подготовили содержательные выступления по темам заседаний. На хорошем методическом уровне проведен урок учителем-дефектологом Исаевой А.Н. В рамках районного УМО учитель-дефектолог Исава А.Н. выступила с опытом работы по теме: «Работа с детьми с аутизмом: презентация опыта», учитель-дефектолог ПКПП Зюзькина В.А. презентовала лэпбук «Авторизация звука Л».
На итоговом заседании УМО отмечены педагоги, которые наиболее активно принимали участие в работе: Исаева А.Н., Тимофеева Л.В, Зюзькина В.А., в подготовке наглядных пособий Бухтиярова Е.А., сопровождающий воспитатель Гончарова Г.А.
Все заседания УМО ориентированы на повышение профессионального мастерства учителей, эффективности коррекционно-образовательного и воспитательного процесса с обучающимися с ОПФР.
Творческая лаборатория учителей, преподающих учебные предметы на повышенном уровне работала над темой «Совершенствование предметно-методической подготовки учителей, работающих в профильных классах». Информационно подготовили свои выступления учителя-предметники Стефаненко Е.А., Писарева Т.И., Лазарева И.А., Булавкина Э.П., Ковалев Н.А., Гузова Т.П.
Учебно-методические объединения учителей естественно-математических наук, учителей английского языка и истории, учителей русского и белорусского языков в 2022/2023 учебном году акцентировало внимание педагогов на совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся.
На районных учебно-методических объединениях показали своё мастерство при проведении открытых уроков учителя Лазарева И.А. и Слесарева Т.А.
Учителя ФКиЗ, ДМП решили все задачи учебного года: создание и обеспечение безопасных условий на уроках ФКиЗ, формирование осознанных знаний и практических умений, пропаганда ЗОЖ среди учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников.
Проанализировав работу методических формирований, следует отметить, что все они работали над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно велась работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения и воспитания. Большое внимание уделялось формированию у обучающихся навыков творческой деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. В учреждении образования самообразование основывается на Положении о самообразовательной деятельности педагога и контроля за самообразовательной работой педагогов. В сентябре 2022 года в рамках методической консультации была оказана помощь педагогам по выбору темы по самообразованию, предложена форма индивидуального плана самообразования.
Отчеты педагогов по самообразованию заслушивались на заседаниях методического совета. В ноябре 2022 года, январе 2023 года, заместителями директора по учебной работе осуществлен промежуточный контроль самообразовательной деятельности учителей. В мае 2023 года проведено собеседование заместителей директора по учебной работе с педагогами по результатам работы за учебный год, по планам самообразовательной деятельности на следующий учебный год.
Неотъемлемой составной частью методической работы в школе является изучение, обобщение, распространение и внедрение в практику лучшего педагогического опыта.
С целью распространения опыта работы учителем Тимошенко Н.М. проведен мастер-класс для учителей начальных классов района по теме: «Использование разнообразных заданий устного счета на уроках математики для формирования вычислительных навыков младших школьников».
Педагоги учреждения образования постоянно повышают свой профессиональный уровень через участие в районных, областных, республиканских, международных выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях.
В Районном этапе VIII Республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» Тимофеева Лариса Витальевна награждена диплом IIIстепени.
В районном этапе областного конкурса методических разработок для учителей учреждений общего среднего образования социально-гуманитарного блока «Моделирование современного урока с использованием техник визуализации» высоко оценена работа учителя английского языка Рапчук Вероники Александровны (диплом III степени).
В ноябре 2022 года молодой учитель-дефектолог Попкова Алла Сергеевна результативно поучаствовала в районном этапе VII областного фестиваля молодых педагогов «Призвание-педагог» (диплом II степени).
Результативным оказалось участие в районном этапе областного конкурса «Лучшая экспозиция «Геноцид белорусского народа. Без срока давности». Работа Семенова Александра Леонидовича заняла 2 место.
28 февраля 2023 года в районе проходила областная выставка-конкурс детского творчества «Магілеўская скарбонка”. Педагоги Летецкая Елена Михайловна и Слабодчикова Светлана Афанасьевна достойно представили свои работы, заняв призовые места (2,3 места).
Учителю ИЗО Летецкой Елене Михайловне вручен сертификат участника фестиваля плакатов педработников учреждений общего среднего образования «МЫ ЗА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ».
Учитель физической культуры и здоровья Шоть Юлия Андреевна стала участницей Республиканского олимпийского урока 2023 в Международный день спорта, опубликовав свой видео-урок на сайте Белорусской олимпийской академии.
На протяжении всего учебного года педагоги школы публиковали свои статьи.
В МГОИРО проходила VIIIМеждународная научно-практическая конференция «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты», которая состоялась 25 ноября 2022 года. Учитель математики Лазарева Ирина Александровна и руководитель по военно-патриотическому воспитанию Семенов Александр Леонидович представили свою статью под названием «Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании школьников».
В декабре 2022 года учитель английского языка Рапчук Вероника Александровна приняла участие в III Международной научно-практической дистанционной конференции «Актуальные проблемы развития системы образования в условиях информационного общества». Статья «Формирование информационной культуры обучающихся при обучении иноязычному чтению и говорению на основе гипертекстовых и гипермедиа технологий.
Учителя английского языка Трифанкова Татьяна Александровна, Подчалина Вероника Васильевна, учитель математики Лазарева Ирина Александровна получили сертификаты, поучаствовав 13 апреля 2023 года в II Международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательных систем в интересах общества, личности, государства». Их статьи «Повышение профессиональной компетентности современного педагога», «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования» были опубликованы в сборнике.
Лазаревой Ирине Александровне вручена благодарность за выявление и поддержку талантливых и способных школьников, привлечение учащихся к научному творчеству и исследовательской работе, качественную подготовку научно-исследовательской работы учащегося и представление в XIIIРеспубликанской научно-практической конференции-конкурсе работ учащихся средних, специальных учебных заведений и студентов вузов «От Альфа к Омеге…».
В 2022/2023 учебном году школа продолжала оставаться опорным учреждением образования по проблемам:
По обоим направлениям работы составлены планы на текущий учебный год, план мероприятий по включению детей с особенностями психофизического развития в совместную со здоровыми сверстниками деятельность на 2017-2023 годы.
Среди педагогических работников проводилась постоянная разъяснительная работа о важности и необходимости повышения квалификации.
В 2022/2023 учебном году повысили квалификацию 20 педагогических работников в Могилевском государственном институте развития образования. В АПО 1 учитель-дефектолог прошел обучающие курсы повышения квалификации.
С целью совершенствования профессионализма педагогов в области новых направлений образовательной деятельности увеличилось количество педагогов, посещающих платные обучающие курсы и семинары-практикумы. Педагоги стремятся к повышению профессионального мастерства, систематически проходят курсы повышения квалификации. За 2022/2023 учебный год на платной основе повысили уровень теоретической и методической подготовки, профессиональной компетенции 4 педагогических работника (некоторые из них несколько раз), бесплатно – 9. Участие в бесплатных вебинарах МГОИРО, АПО - 33, на платной основе – 4.
Выводы: методическая работа в учреждении образования является составной частью единой системы непрерывного образования педагогических кадров. Проанализировав работу методических формирований, отмечаем, что методическая тема школы и вытекающие из нее темы методических формирований соответствуют основным задачам, стоящим перед педагогическим коллективом учреждения образования. За время существования школы накоплен хороший педагогический, методический, профессиональный опыт. Педагогический коллектив составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории.