В.М.Артемова (Кричев, Республика Беларусь)
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Благополучие общества во многом зависит от молодого поколения, готового защищать свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, их гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. В последнее время наше общество столкнулось с серьезной проблемой – у некоторой части молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации, а также нежелание способствовать развитию своей страны.[1]
Ведущая роль в формировании гражданского мировоззрения учащихся принадлежит учреждению образования, конкретно, педагогу, который обязан помочь молодежи в формировании осознанной гражданской позиции. Гражданско-патриотическое воспитание в учебном учреждении реализуется через активные формы: экскурсии по улицам города, к краеведческим объектам, уроки в школьном краеведческом музее, праздники, викторины, заочные путешествия, сочинения, сообщения, подготовленные на основе рассказа родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива и др.
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Задачи государственной политики в области воспитания определены в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Воспитать гражданина – патриота, одухотворённого идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества» [2]. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В результате противоречий, сложившихся в нашем обществе, прежняя система гражданско-патриотического воспитания претерпела множественные изменения: в сознании школьников появились пробелы. В такой ситуации вопросы воспитания патриотических чувств у детей с самого раннего возраста становятся все более актуальными. Очевидно, что значительную помощь в решении этой проблемы должна оказывать школа. Успешное решение этой проблемы требует глубокого осмысления школьниками всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств. Среди них особое значение имеют патриотизм, гражданский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. [3]
В современном обществе значительно изменилось отношение к таким не переходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, уважение к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др. На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность. Естественно, что в таких условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших. Огромное значение приобретают поиск и разработка принципиально новых подходов в работе с подрастающим поколением. [4]
Какой же должна быть практика формирования гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, чтобы соответствовать нынешнему направлению развития нашего общества? Как должен использоваться педагогический потенциал наших учебных заведений для формирования гражданственности и патриотизма?
Ответить на эти вопросы достаточно сложно, поэтому, будет правильным сформулировать в системном виде некоторые методические рекомендации по наиболее актуальным вопросам воспитания подрастающего поколения в духе высокой гражданственности и социальной активности. Речь идет прежде всего о мировоззренческой подготовке учащихся в школе, формировании самосознания, в помощи им в определении смысла жизни, в воспитании гражданской ответственности, патриотизма, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, формировании гражданского отношения к семье, окружающим людям и др.
Наиболее приоритетными направлениями в гражданско-патриотическом воспитании подрастающей молодежи можно назвать следующие:
1) программно – методическое обеспечение данного направления деятельности педагогических коллективов;
2) проведение конференций учащихся, конкурсов, сочинений, уроков мужества; встреч с ветеранами войны и труда; облагораживание воинских захоронений, памятников;
3) активизация работы школьных музеев и музейных комнат, посещение памятных и исторических мест своей малой Родины;
4) подготовка и проведение таких праздников, как День защитников Отечества, День Победы, День Независимости, День Конституции, День Государственного герба и Государственного флага и др.
Как свидетельствует практика, эффективное формирование патриотизма и гражданственности у детей возможно при использовании определенной технологии этой деятельности. Можно выделить следующие ее элементы.
1. В каждом учебном предмете содержится определенный круг важнейших идей патриотического характера, усвоение которых является нравственной основой воспитания гражданина и патриота. Значительный воспитательный потенциал заключается в преподавании таких предметов, как литературное чтение, человек и мир, Мая Радзіма Беларусь и др. Умело подобранное содержание урока и рациональные методические приемы в состоянии актуализировать в сознании учащихся те или иные героико-патриотические идеи. Этому служит изучение жизни и деятельности выдающихся личностей, проведение специальных тематических уроков, информационных часов, часов общения
1. Рациональная организация урока, высокий уровень познавательной активности учащихся, сочетающийся с активной внеурочной патриотической деятельностью, являются основательной базой для формирования внутреннего мира школьника как патриота и гражданина своей Родины.
2. Изучение белорусской культуры, народного творчества, истории Беларуси, белорусских обрядов, праздников также могут эффективно служить целям патриотического воспитания.
3. Значительными воспитательными возможностями обладают музеи учебных заведений. Здесь учащиеся выступают как активные их создатели и непосредственные участники различных направлений музейной деятельности. Экскурсии по родному краю, встречи и беседы с участниками и свидетелями событий, последующая обработка собранных материалов – всё это позволяет учащимся более глубоко познать историю своего края.
Практика показала, что эффективности в работе по воспитанию патриота, гражданина своей Родины, формированию в сознании подрастающего поколения уважения к культурно-историческому наследию своего народа можно добиться, используя системные и долгосрочные формы работы с детьми, а не отдельные разовые мероприятия.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть Родину все более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.[3]
Список использованных источников
3. Малашевич, В.В. Формирование гражданственности и патриотизма у детей и молодежи: педагогический потенциал / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне, - 2010. - № 5. – С. 26-29.
4. Соболевская, З.К. Краеведение как средство гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания учащейся молодежи / З.К. Соболевская // Пазашкольнае выхаванне, - 2007. - № 12. – С. 27-31.
Г.В.Евневич (г. Кричев, Беларусь)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
С недавних пор существенно изменился статус иностранного языка в белорусском обществе. Находясь в центре Европы, Беларусь вынуждена покрывать огромный спрос на знание иностранных языков, создавать мотивационные условия для их изучения. На сегодняшний день знание иностранных языков очень актуально и необходимо. Возможностей для изучения иностранных языков предостаточно, да к тому же с каждым годом совершенствуются методики их преподавания.
Растущее изменение социального заказа приводит к существенной перестройке учебного процесса с учетом целей и задач обучения иностранному языку. Многоуровневый характер языкового образования вынуждает руководство и учителей искать новые подходы и пути решения в преподавании иностранных языков. В своем докладе я поставил перед собой задачу: выявить основные проблемы, создающие препоны к успешному овладению иностранными языками, и возможные пути их решения.
Одна из сложностей в изучении английского языка заключается в том, что мы думаем на русском языке при переводе слов, словосочетаний и предложений на иностранный язык подразумевая, что и у них такие же правила грамматики и законы мышления. Поэтому вовремя обучения этот процесс является слишком нудным и утомительным для учеников. И как следствие приходится учить его мыслить и излагать свое видение предметов на английском языке. Ведь именно так учатся говорить на родном языке дети, буквально впитывая язык как губка. Да к тому же они не задействуют никакие грамматические правила. Осознанно постигать теорию они начнут впоследствии. Этот принцип заложен во многих современных методиках изучения иностранных языков.
Другим не менее важным вопросом является недостаточный уровень технической оснащённости учебных заведений. Материальная база нуждается в улучшенном техническом оснащении для занятий по аудированию и говорению.
Касаясь эпохи стремительного развития всех уровней общественной деятельности нельзя не упомянуть и лингвистические изменения, которые происходят в иностранных языках сиюминутно, особенно в английском языке. В Европе ежегодно выпускаются специализированные словари с новыми словами, которые вошли в лексикон в этом году. Авторы учебников по иностранным языкам не успевают отслеживать эти изменения, и очень часто дети учат лексику и грамматические явления, которые уже давно устарели. Отсюда возникает недопонимание в межкультурной и межъязыковой коммуникации.
Еще одной характерной проблемой для процесса преподавания иностранных языков является недостаточная степень усвоения предполагаемого учебного материала. В данном вопросе весомую роль помимо мотивации учащихся играет актуальность и востребованность предлагаемых учебных материалов, а также профессиональная компетенция преподавателя.
Заинтересованность учеников на начальном этапе, как правило, является очень высокой и здесь не стоит удивляться. Предмет для детей неизведанный и как результат - перед преподавателем стоит задача удержания интереса на всем этапе обучения путем широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками образовательного процесса. И это не удивительно - ведь предмет для ребят содержит столько интересных моментов!!!
Трудно дается детям приобщение к чтению. Существенной проблемой при обучении говорению является то, что многие преподаватели заставляют учеников заучивать и проговаривать определенный материал. А как насчет речевой спонтанности и поведенческой вариативности?!
Говорение должно являться творческим и активным процессом.
Проблема обучения аудированию связана с психологическими трудностями, иногда возникает страх.
Многолетний опыт показывает, что успех в преподавании приходит тогда, когда учебная деятельность учителя содержит элементы новизны, творческих подходов, оригинальности. Ведь высокое мастерство позволяет проникать во внутренний мир школьника, видеть его устремления и переживания.
Эффективная реализация приоритетных направлений системы языкового образования обеспечивается решением следующих задач:
Конечно, помимо указанных проблем существуют и другие, что говорит о том, что система преподавания иностранных языков требует постоянной доработки и совершенствования.
В.В.Подчалина, Т.А.Трифанкова (г. Кричев, Беларусь)
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В настоящее время мы очень часто сталкиваемся с тем, что знание английского языка становится жизненной необходимостью. Буквально 10 лет назад английский язык воспринимали как один из иностранных языков. А сегодня английский язык занимает значимое место, мы встречаемся с ним в повседневной жизни регулярно: совершаем покупки, читаем инструкции, смотрим кино, пользуемся компьютерными программами и отдыхаем за границей. Но даже ряд этих причин не достаточно мотивируют школьников.
Проблема, с которой сталкивается каждый педагог - это отсутствие практики общения на английском языке. Учащийся может знать грамматические структуры, может иметь хороший пассивный словарный запас, но из-за отсутствия речевой практики, он не может их использовать в спонтанной речи. Должна быть автоматизация, как языковых навыков, так и речевых умений для того, чтобы учащийся мог применять в реальной жизни все то, что изучается на уроках английского языка. Тогда и учителя и ученики задают себе вопрос «Как создать условия для высокого результата?», «Как захотеть изучать английский язык на повышенном уровне, не ради получения хорошей отметки?»
В современной школе учителя на должном уровне используют на уроке ИКТ, игры различной направленности, стараются разнообразить урок различными формами работы, но не достигают нужного результата, которого действительно хочется увидеть и услышать. Это не просто хорошая сдача экзамена и овладения навыками говорения, чтения, письма, восприятия речи на слух, но и красивая беглая речь на достойном уровне без возникновения трудностей и страха говорить.
Ведь действительно учащимся приходиться бороться с психологическими барьерами при изучении языка:
Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся нестимулирующими, неподбадривающими отметками и отношением учителя английского языка. Родители в большинстве случаев обходятся без знания иностранного языка в течение всей своей жизни. Видимо, поэтому они не придают особого значения этому предмету в школе. Важно, чтобы родители были вовлечены в образовательный процесс своих детей, так как поддержка и одобрение родителей являются жизненно важными элементами в обучении детей. Им следовало бы зарождать и поддерживать у своих детей стремление изучать иностранные языки, при этом постоянно разъясняя их значение как средства развития личности и расширения возможностей адаптироваться к изменениям экономической, социальной и культурной ситуации в обществе.
Со стороны учителя можно сказать, что мы имеем не меньше проблем в процессе обучения и формы преподавания. Учителю рекомендуется использовать метод «погружения» в языковую среду. Он сейчас пользуется большой популярностью. Данная методика учит ребенка «думать» на английском языке. Изучение иностранного языка полностью происходит на английском. Учителю достаточно полностью проводить занятие на английском языке, использовать наглядность. Строить урок так, чтобы, несмотря на иностранный язык, учащиеся понимали учителя.
По нашему мнению, английский язык нужно официально начинать изучать, как предмет с 1–ого класса, так как именно в этом возрасте можно привить интерес к языку, и к культуре изучаемого языка, дать понять головному мозгу, что можно пользоваться не одной речевой системой для общения, для решения основных жизненных и социально-культурных проблемах, а как минимум двумя. На начальной стадии обучения очень важно заложить в учениках уверенное отношение к использованию иностранного языка. Дети должны хотеть общаться, поэтому основными аспектами должны являться похвала и одобрение. Следует создавать в классе дружелюбную атмосферу без страха и стресса.В максимально дружеской атмосфере могут быть дебаты, английские клубы, заочное участие в конкурсах, посещение с учениками англоязычных стран, отдых в языковых лагерях, знакомство с детьми из зарубежных стран и общение с ними посредством интернета, онлайн-встречи с носителями языка. Необходимо разговаривать с детьми на английском языке не только на уроке, но и во внеурочное время, показывая тем самым важность и пользу данного языка.
преподавателя и обучаемого // Иностранные языки в школе.
говорению. – М.: Высшая школа, 2001.
6-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
А.Л. Семенов (Кричев, Республика Беларусь)
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНИНА СВОЕЙ СТРАНЫ
Современное развитие белорусского государства ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, инициативные люди, готовые учиться и работать на благо своей страны, а, в случае необходимости, встать на ее защиту [1, с.74].
Мировые тенденции последних десятилетий (экономический и культурный глобализм, всеобщая цифровизация и информатизация) привели к негативным последствиям для множества стран мира. Отсутствие патриотических чувств, стирание национальной идентичности – лишь немногие проявления указанных выше процессов. Белорусские реалии недавнего времени показали наличие такого рода проблем и в нашей стране. Поэтому, военно-патриотическое воспитание должно быть важнейшим направлением обучения и воспитания в школе, также являясь неотъемлемой частью государственной политики.
С учетом указанных факторов приходит понимание, что для эффективного формирования гражданина военно-патриотическое воспитание должно быть не реакционным или стихийным, а системным и распространяться на все уровни образовательной системы нашего государства.
Для успешного выполнения поставленных задач военно-патриотическое воспитание должно формировать у юного гражданина морально-психологические качества, необходимые будущему защитнику Отечества, патриоту, для обеспечения безопасности общества и государства. А также формировать общечеловеческие качества, характеризующие высокообразованную, всесторонне развитую личность [2].
Таким образом, цель военно-патриотического воспитания можно сформулировать как формирование у будущих граждан понятия патриотического долга, воспитание личности, способной обеспечивать безопасность государства, встать на защиту его целостности и единства.
В работе учреждений образования Республики Беларусь для реализации программы по военно-патриотическому воспитанию учащихся можно выделить следующие направления:
1) комплекс мероприятий, направленных на увековечивание памяти защитников Отечества разных лет, изучение истории вооруженных сил Республики Беларусь. Важность данного направления сложно недооценить, учитывая особенности современного положения вокруг и внутри Республики Беларусь. Ради реализации своих политических планов наблюдается переписывание и искажение исторических фактов. Особенно это характерно для интерпретаций событий Великой Отечественной войны. Поэтому, содержание данного комплекса можно должно включать в себя:
2) комплекс мероприятий, направленных на воспитание гражданина-патриота:
3) взаимодействие с воинскими подразделениями и отдельными силовыми структурами. Знакомство с повседневной жизнью, бытом, характером выполняемых задач способствует более глубокому понимаю функции вооруженных сил, четкому определению понятия «гражданского долга».
4) туристско-экскурсионная деятельность как элемент комплексной системы военно-патриотического воспитания. В данном комплексе целесообразно использовать следующие методы: регулярное посещение музеев, тематических выставок, места боевой славы. Использование образовательного туризма как технологии военно-патриотического воспитания (например, походов по местам боевой славы). Развитие поискового направления;
5) военно-спортивное воспитание. Осуществление выполнения задач военно-спортивного комплекса необходимо рассматривать в двух аспектах:
Стоит отметить, что военно-патриотическое воспитание должно реализовываться не только в рамках вышеперечисленных направлений. Воспитание духа патриота, гражданина своей страны необходимо внедрять во всех учебных предметах, независимо от их учебного направления и секции. Важна и внеклассная, а также внешкольная работа с учащимися. В основе же должны лежать именно плановые занятия, как фундамент комплексного подхода в военно-патриотическом воспитании[3].
Таким образом, сочетание названных направлений военно-патриотической работы позволит воспитать патриотичную, высокоморальную, физически развитую личность, достойную звания гражданина Республики Беларусь, готовую, в случае необходимости, встать на защиту территориальной целостности, а также устоев общества нашего государства.
С.А.Янковская (г. Кричев, Республика Беларусь)
СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
На сегодняшний день обучающегося начальной школы необходимо вооружить такими универсальными учебными действиями, которыми он сможет воспользоваться в дальнейшем при самостоятельном учении, познании, при решении учебных задач.
Только разнообразие организационных форм поможет обучающемуся научиться работать и взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
На уроках в начальной школе применяю следующие формы организации образовательной работы с обучающимися:
- фронтальная работа;
- групповая работа;
- парная работа;
- индивидуальная работа.
С фронтальной работой знаком очень хорошо каждый учитель. Это та форма, когда учитель работает со всем классом одновременно. И получается, что работают несколько более активных обучающихся, а остальные просто «выпадают» из самого урока, из самого процесса обучения. Но эта форма эффективна при проведении рефлексии, при постановке целей и задач урока, при коллективном планировании или моделировании какого-либо процесса. Эта работа выполняет роль связки между остальными формами учебной деятельности.
Групповая работа – это полноценная, самостоятельная форма организации обучения [2]. Она нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Те знания становятся крепкими, которые обучающийся добывает сам.
Групповая работа охватывает большое количество приёмов, когда несколько обучающихся получают задание, которое требует сотрудничества и обсуждения по инициативе обучающихся. Она предусматривает работу в небольших группах. Данная работа должна занимать не более 5-10 минут в 1-2 классах, 15-20 минут в 3-4 классах. Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Группа должна быть не более 6 человек, так как в больших группах нельзя достичь главной цели этой формы сотрудничества: дать обучающимся возможность высказывать свои мысли, говорить. Т.е., групповая работа даёт возможность всем детям практически одновременно высказываться, говорить, принимать активное участие в решении учебных задач. Именно в таком маленьком коллективе каждый принимает активное участие в учебном процессе, чувствует безопасность, так как не заметен для публики, не так уязвим для критики, освобождается от страха, стремится к успеху, чувствует ответственность. Групповая работа почти равномерно распределяет ответственность за свои действия каждого члена группы. В небольших группах трудно спрятаться, тем более при подведении итога работы группы будет оценено участие каждого сами же детьми.
Приведу примеры работы в группах.
1. Мозговой штурм.
Этот вид групповой работы используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы. Когда выработано совместное решение внутри группы, делаются доклады.
2. Игра «Продолжи».
Эта игра предполагает выполнение заданий разного рода группой по цепочке. Например, при описании картины или иллюстрации; при составлении рассказа о животном.
3. Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы, которые требуют от обучающихся знаний фактов, осмысления или понимания. Группа должна ответить на вопросы, используя дополнительную литературу, учебник, словари.
4. Снежный ком.
Эта работа в группе начинается с выполнения индивидуального задания. Все обучающиеся получают похожие задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах обучающиеся предлагают свои способы решения этого задания, из которых выбирается лучшее. Затем две пары объединяются, и работа продолжается в группе из 4 человек, где снова обсуждаются решения и выбирается лучшее из них. В конце работы все обучающиеся попадают в одну группу. И на этом последнем этапе происходит обсуждение решений, группы делают доклады о своей работе.
5. Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Также каждая группа получает учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по одному человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым партнерам свою часть темы. В заключение работы делают выводы.
Парная работа – это работа в группе из двух человек. В основном эта работа предназначена для взаимоконтроля.
Виды деятельности в парах.
1. Диалоги.
2. Работа по решению малой учебной задачи.
3. Взаимопроверка и контроль устной и письменной работы.
4. Подготовка к слиянию в группу (при работе над ошибками).
5. Отработка способа, контроль за применением способа.
Начинать работу в парах нужно с 1 класса. Приведу примеры работы в парах для 1 класса.
Договоритесь и раскрасьте шапочки для Снегурочки. Шапочки должны быть одинаковыми.
2. Создайте узор из треугольников и квадратов. Раскрасьте желтым и зеленым цветом. Узоры должны быть одинаковыми.
3. Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ раскрасит правую.
4. Сочинить предложение, где бы все слова начинались на букву к.
Индивидуальная работа – это самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой обучающийся научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценку.
Использование современных эффективных форм организации образовательной работы с обучающимися создает благоприятные условия для формирования у детей самостоятельности, коллективизма, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу.
Литература.
1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения (по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) – М.:ЦПРО «Развитие личности»,1998г.
2. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М: Высшая школа, 2004 г.
3. Савушкина Т. П. Аспекты группового обучения младших школьников. / Т. П. Савушкина// Завуч начальной школы. – 2008. - № 4 – С.67-116.