И.А.Лазарева, А.Л.Семенов (Кричев, Республика Беларусь)
РОЛЬ СЕМЬИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
А.С. Макаренко
Проблемы патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Патриотизм - это любовь к своей Родине. Она определяет качества человека и мобилизует его на труд во имя народа, на сохранение народного достояния.
Гражданско- патриотическому образованию в настоящее время уделяется большое внимание, ведь любому государству нужны такие граждане, которые готовы учиться и работать на благо своей страны, а, если необходимо, то и встать на ее защиту [1, с.74]. Для того, чтобы воспитать такого гражданина, необходимо реализовать следующие задачи:
ü Развить и поддержать в каждом ребенке чувство любви к своей Родине;
ü Воспитать чувство гордости за свою страну;
ü Привить уважение к символам суверенности народа и государства;
ü Привить уважение к государственным языкам Республики Беларусь;
ü Приобщить подрастающее поколение к культуре своей Родины;
ü Привить уважение к защитникам Отечества;
ü Сформировать у мальчиков готовность к защите границ Республики Беларусь. [2]
ü Сформировать у учащихся положительную мотивацию к осознанному выполнению социальной роли гражданина;
ü Стимулировать социальную ответственность школьников.
Гражданско- патриотические качества не развиваются сами по себе и такое чувство как «любовь к Родине» не возникает из ниоткуда, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом человеке, начиная с самого раннего возраста. В решении этой задачи большую роль играет школа. В то же самое время большое внимание уделяется повышению роли семьи и ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних и использованию воспитательного потенциала семьи.
Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, какие места с ним посещают. Семья- это маленький коллектив, который имеет неоценимые потенциальные возможности в воспитании у детей патриотических чувств и убеждений, в воспитании гражданина. Именно здесь формируется в одних случаях строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.
Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Как бы грустно это не звучало, но нет. Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, некоторые родители думают, что об этом расскажут в школе. Но самое ценное в семейных беседах и разговорах это то, что проходят эти беседы в непосредственной и доверительной обстановке, в которой сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце ребенка.
Нынешние семьи вместе со своими детьми путешествуют по нашей стране, посещают соседние и отдаленные страны. Но важно, чтобы эти путешествия и поездки носили не только познавательный характер, но и воспитательный. Воспитывали уважение к людям населяющим ту или иную страну, их традициям и обычаям. Очень важное место в патриотическом воспитании занимает посещение памятников Великой Отечественной войны Беларуси, которых в нашей стране большое количество. Наша школа предлагает большое количество поездок по памятным местам, в которых ребятам предлагают поучаствовать вместе с родителями.
По нашему мнению, очень важное место в семье должно отводиться чтению книг о Великой Отечественной войне и просмотру фильмов о подвиге нашего народа. Родители должны стремиться к тому, чтобы посредством литературы и кинематографа ребенок как можно раньше узнал о судьбах героических людей, о чувстве любви и благодарности к героям своего народа, отдавшим и отдающим себя и свои жизни во имя Родины, во имя будущих поколений.
Чувство любви к Родине — это всего лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками с активной жизненной позицией, и социальной ответственностью. Для наших детей- их важнейшим трудом является учеба, приобретение знаний, умений применять их в различных сферах деятельности. Родители могут оказать действенную помощь школе в работе по формированию у детей сознательного отношения к приобретению знаний. Важно, чтобы дети понимали, что любовь к Родине проявляется не только тогда, когда идет война. Она выражается в постоянном стремлении человека изменить жизнь в лучшую сторону, а для этого несовершеннолетним нужно хорошо учиться и помогать тем, кто нуждается в помощи.
Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Сила примера зависит от родительского авторитета. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина своей страны. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной» и «любовь к Отечеству».
Семья традиционно является главным институтом воспитания и то, что несовершеннолетний приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ребенок находится в семье значительную часть своей жизни, что говорит о том, что с семьей по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться. Но семья и учреждение образования в реализации вопросов воспитания школьников неразделимы, в том числе и гражданско-патриотических. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Поэтому успешно решить задачи воспитания у школьников, сформировать чувство гордости за свою семью и свою страну, приобщить подрастающее поколение к культуре своей Родины, привить уважение к защитникам Отечества возможно только при взаимодействии школы и семьи.
Список использованных источников